Выбор и использование мотоциклетных шлемов


Шлем пилота MotoGP - Valentino Rossi
Шлем пилота MotoGP - Valentino Rossi

Хочешь жить долго и счасливо? И при этом даже в 80 лет помнить, как тебя зовут и на каком скутере ты гонял в 18? Пользуйся шлемом.


Уже давно наступил век высоких технологий и скоростей. Времена слабосильных агрега­тов прошли, и кожаная шапочка с очками-консер­вами, в которых щеголяли гонщики 50-х. уже никого не уберегут от травм. Даже малокубатурные скутеры способны развивать скорость в 70-80 км/час. Мог ли это предвидеть Готлиб Даймлер, когда в далеком 1885 году в деревянную раму установил двигатель внутреннего сго­рания и соединил ремнем с задним колесом?..


Думай!

Реалии современного дорож­ного движения заставляют любого здравомыслящего человека крепко призаду­маться о выживании. Плот­ный трафик, низкое качество дорожного полотна и все более агрессивная езда в со­четании с низкой культурой вождения приводят к устра­шающим результатам. Число ДТП с участием двухколесной техники растет с катастрофи­ческой скоростью. Несмотря на это, все больше людей во избежание пробок и толкотни в общественном транспорте пересаживаются на скутеры и мотоциклы.

Медицинская статистика говорит, что наибольшее ко­личество аварийных случаев с тяжелыми последствиями и смертельным исходом свя­заны с черепно-мозговыми травмами. Мозг - центр не­рвной системы, его поврежде­ние влечет за собой инвалид­ность или смерть. Даже самые мелкие травмы головы редко проходят бесследно.

Но защищать нужно не только мозг - нередко, и при безаварийной езде, страдают глаза: достаточно мелкому ка­мешку вылететь из-под колес впереди едущей машины. Да что камешек! Обычная муха, попавшая в глаз во время движения, надолго обеспечит дискомфорт и запросто может стать причиной аварийной ситуации.

Наиболее эффективным спо­собом защиты головы от травм был и остается шлем. Кроме того, современный шлем очень эргономичен и эстетичен. Этот предмет мотогардероба давно уже стал неотъемлемой частью имиджа байкера. Райдер в классном шлеме, да еще с темным визором, выглядит очень круто!


Как они устроены


В хорошем мотомагазине полки пестрят шлемами, как витрины елочными игруш­ками во время новогодних праздников. Если тебе кажет­ся, что Schuberth - это компо­зитор, a Suomy - северно-европейская народность, тогда тебе не помешает небольшой ликбез по экипировке.

Фирм, производящих мото­циклетные шлемы, великое множество. Как сделать правильный выбор и не рас­теряться в обилии моделей и марок?

Для начала рассмотрим конструкцию шлема. Устро­ены все они по одному при­нципу:

внешняя твердая обо­лочка (скорлупа) предохра­няет содержимое, в том числе твои мозги, от повреждений твердыми предметами и тре­ния. Это первый барьер на пути главного врага головы -кинетической энергии:

внутренняя дефор­мируемая прослойка распределяет энергию, не поглощенную скорлупой, и за счет сжимания гасит ее;

подбородочный ремень и внутренние по­душечки, не позволяющие шлему слететь с головы;

забрало (визор), убере­гающее глаза от летящих предметов, осадков и на­секомых. Тонированное стеклышко спасет от ярких бликов летом.

Скорлупа бывает двух видов: клееная (полимер­ные волокна, стеклоплас­тик, карбоновое волокно, кевлар) и литая из пласти­ков под давлением (поли­амиды, полиэтилены. АБС-пластики и т.п.).

Шлемы с клееной скор­лупой наиболее надежные, но и самые дорогие. Мно­жество слоев прочной тка­ни проклеивают специаль­ными смолами, зачастую - вручную. Многослойные шлемы, как правило, тяжелее однослой­ных литых. Исклю­чением являются карбоновые шлемы, склеенные из углеволок­на.

Вес карбонового шлема-ин­теграла - около 900 грамм.

Шлемы с литой скорлупой достаточно легкие, такой интеграл весит 1300-1400 г. За счет более простой техно­логии изготовления литые шлемы дешевле клееных.

Снаружи скорлупа покрыта специальными красками и лаком. Это предохраняет ма­териал от разрушения. При изготовлении скорлупы в ней сразу оставляют каналы для вентиляции - обычно на под­бородке, макушке и затылке.

Внутренняя оболочка шле­ма изготовлена из вспенен­ного пластичного материала (полистирола или стирофор­ма). Его свойства таковы, что при ударе он деформируется, то есть сжимается, и замедля­ет движение головы внутри шлема, тем самым смягчая удар. При этом, сжавшись, оболочка уже не расправится. Даже незначительный удар при легком падении может снизить защитные качества шлема, и в следующий раз он отработает хуже. Шлем - од­норазовое средство. После удара его необходимо заме­нить!

Для комфортного ношения и эффективной вентиля­ции шлема предназначена подкладка - мягкая, легко продуваемая материя, часто изготовленная из гипоаллер­генных материалов. В боль­шинстве случаев она легко снимается для стирки.


Разновидности шлемов


Теперь тебе известно уст­ройство шлема, но как вы­брать приемлемый по цене, удобный и, главное, обес­печивающий необходимую защиту?

Разнообразие конструкций шлемов можно объединить в несколько групп. Наиболее легкий по весу и простой по конструкции - открытый шлем, зачастую с козырь­ком (англ. Shorty helmet или Braincap). Такой головной убор прикрывает голову только до ушей, обеспечивая минимальную защиту своему владельцу. Зато в нем можно разговаривать, есть и пить. Такие шлемы предпочитают райдеры на чопперах, круи­зерах и кастомах, соглашаясь на них, скорее, как дань сти­лю, нежели реальную защиту.

Надо заметить, что асфаль­ту без разницы, откуда ты упал - со скутера, крутого чоппера или спортбайка. Рисковать потерей зубов, по­явлением синяков и ушибов в пол-лица в угоду стилю? Оно тебе надо? У западных байкеров есть поговорка: «Dress for the crash, not for the ride». Адаптированный перевод звучит как: «Экипи­ровка для падений, а не для понтов».

Более серьезную защиту обеспечивает шлем, прикрывающий 3/4 головы или полулицевой (англ. Open face helmet, Jet). Такие шлемы, помимо козырька, могут комплектоваться визором. Преимущества те же, что и у открытых шлемов, но защита уже гораздо выше. Люди с плохим зрением могут спо­койно одеть под такой шлем очки. У дорогих моделей этого типа визор прикрывает практически все лицо.

Шлем - одноразовое средство. После удара его необходимо заменить!


Кроссовый шлем спро­ектирован для езды по бездорожью. Конструкция с вынесенной вперед защитой подбородка обеспечивает хо­рошую вентиляцию и предохраняет от травм. Шлемы этого типа снабжаются развитым козырьком для защиты от летящей грязи. С таким шле­мом используют специальную маску-очки. наподобие гор­нолыжной. Его предпочитают водители жестких эндуро, мо­тотуристы, путешествующие по бездорожью, спортсмены, занимающиеся внедорожным мотоспортом и мототриалом.

В последнее время появ­ляется все больше кроссовых шлемов, снабженных визо­ром. Они сочетают в себе достоинства кроссового и шлема-интеграла, пользуясь заслуженным уважением во­дителей эндуро-туристов.

Максимальную защиту обеспечивают шлемы, закры­вающие голову целиком, - так называемые шлемы-интегра­лы (англ. Integral, Full-face). Помимо защитных качеств, они обладают и максималь­ными аэродинамическими свойствами. Шлемы такого типа используют гонщики MotoGP и простые владельцы спорт-байков и тюнингован­ных скутеров. Они самые дорогие. Кроме гарантии высокой степени защиты, перед производителем стоит сложная задача создания системы вентиляции и по­нижения шумности шлема, возникающей при высоких скоростях. Предотвращения запотевания визора - еще один момент, который нужно учитывать. «Ложкой дегтя» для интеграла является про­блематичность ношения очков. Да и в жаркую погоду вентиляции часто бывает недостаточно.

Достойную, на уровне ин­теграла, защиту и комфорт полулицевика обеспечивает шлем-модуляр или флип-ап (англ. Modular, Flip-up). Его конструкция позволяет поднять или откинуть подбо­родочную дугу вместе с забралом, открывая лицо. Пре­имущества данного элемента экипировки очень ценят мо­топутешественники. Степень защиты модуляра несколько ниже, чем у интеграла: при сильном ударе, особенно сбоку, подвижная часть может вылететь из креплений. Тем не менее, такие шлемы стано­вятся все более популярными.

Совсем недавно появился еще одна разновидность модуляров. Такие каски пу­тем нехитрых манипуляций можно модифицировать из интеграла в полулицевой или даже открытый шлем. Под­бородочная дуга может быть заменена на летний, более вентилируемый вариант, или полностью удалена. Также снимаются визор и защитный козырек.

Конечно, такая многофунк­циональность снижает степень защиты. Крепления сменной детали могут не выдержать сильного удара. Но производи­тели продолжают работать над усовершенствованием этоготипа шлемов.

Для комфортного ношения рекомендуем надевать под­шлемник (балаклаву). В холод он предохранит от замерзания и прикроет открытую шею, а в жару не даст поту и грязи пачкать подкладку шлема.

 

 

Тип шлема - Braincap Открытый шлем (Shorty helmet или Braincap)
Тип шлема - Jet Полулицевой (Open face helmet, Jet)
Тип шлема - Flip-up Шлем-модуляр или флип-ап (Modular, Flip-up)
Тип шлема - Offroad dualsport Кроссовый шлем
Тип шлема - Integral Шлем-интеграл (Integral, Full-face)


Что выбрать?

Для скутера в классическом варианте и шлем подойдет классический - 3/4. то есть Jet. Оптимальным выбором будет модель с длинным стеклом, закрывающим лицо до подбородка. Такой визор даст неплохую защиту, прикроет от непогоды и пыли.

Тем же, кто любит «отжечь» на всю катушку и передвига­ется очень активно, а также не брезгует стант-трюками, лучше всего подойдет шлем-интеграл. Для курильщиков и мотопуте­шественников хороши флип-апы и модуляры. Ну а крос­совый шлем - для любителей бездорожья.

Выбрать шлем, соответству­ющий внешнему виду скутера/мотоцикла и подходящий под стиль езды - это пол дела. Важно еще качество, которое будет обеспечивать реальную защиту. Обилие шлемов ма­лоизвестных брендов, а то и вовсе подделок, привлекает низкой ценой. Но сэкономив на покупке такого товара, ты рискуешь выложить намного больше денег за извлечение пластиковых кусочков из-под кожи и пластическую операцию. Шлем будет защищать голову, вот и не стоит на этом экономить.

Впрочем, это не значит, что нужно садиться на жесткую диету и копить на топовый интеграл Arai. Достаточно добро­тного шлема средней ценовой категории.

Официальный производи­тель мотоэкипировки продает шлемы, прошедшие специальное тестирование. Минималь­ные требования - соответствие продукции правилам «№ 22 ЕЭК ООН. серия поправок 05». То есть, данное изделие учиты­вает международный характер требований безопасности Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН. На ремешке такого шлема есть белая нашивка с буквой «Е» в кружочке и рядом мелких цифр. Цифра после литеры «Е» указывает на страну произво­дителя. 1 - Германия. 2 - Фран­ция. 5 - Италия. 22 - Россия и так далее.

Также есть другие способы омологации шлемов. Самый жесткий из них - австралийс­кий (AS/NZS 1698), американс­кие (DOT, Snell, ANSI) чуть мяг­че. О стандартах безопасности разных стран и омологации. соответствии установленным требованиям, а также о тестах шлемов на прочность, мы по­говорим как-нибудь потом.

 


Пару слов о китайцах

Шлемы, изготовленные «жел­тыми» производителями, не используются европейскими и американскими байкерами. И в продаже там их не встретишь. Никакой омологации они не соответствуют. Наши же при­лавки пестрят названиями ти­па Avai, NHK или собственных «брендов» типа PHOENIX. Так­же продавцы китайских скуте­ров лепят наклейки с брендами скутеров, которыми они торгу­ют, на безымянные китайские шлемы (пример - SkyMoto).

Качество пластика китайс­ких аппаратов уже ни для кого не секрет. Вот и для шлемов на маленьких китайских заводи­ках не станут мудрить с качес­твом, изготавливая свой товар из самых дешевых пластмасс.

В данной ситуации дешево купить - значит много потра­тить потом. Крепления стекол и застежки-фиксаторы плохо застегиваются и легко отсте­гиваются. Самопроизвольно. Поведение такого шлема при ударе предсказать невозможно. Он может просто расколоться на две половинки от малейше­го сотрясения, разлетевшись при этом на множество острых осколков. Также неизвестен материал визора - мало того, что он быстро мутнеет, так еще дает множество бликов. В дождь такой визор попросту бесполезен. Капли не вытира­ются даже тряпкой, оставляя разводы, Крышечки, прикрывающие вентиляционные отвер­стия, либо не работают, либо быстро ломаются.


Носи с умом

 

Правильно мерить шлемПравильно мерить шлемПравильно мерить шлем




Чтобы померить шлем, надо взять его за ремни. Удерживая их возле точек крепления забралом к себе. С усилием раз­вести ремни со щечной час­тью в стороны. Надеть шлем и отпустить ремни, застегнув их и подогнав по размеру. Под­вигать шлем влево-вправо и вперед-назад, походить в нем некоторое время, закрыть-открыть забрало. Если ты носишь очки - примерь их. Шлем должен не двигаться на голове, а сидеть, как влитой, не вызывая при этом дискомфорта. Если шлем болтается на голове или сваливается при расстегнутом ремешке, он тебе велик. При езде в него будет задувать ветер, а в слу­чае аварии он может запросто провернуться или слететь с головы. Проехав же пару сотен километров в маленьком шлеме можно заработать хорошую головную боль. Перед тем, как снять шлем, снова разведи ремни в стороны.

Первое впечатление от пра­вильно подобранного нового шлема: немного маловат. Но, походив несколько минут, ты обнаружишь, что эластичные вкладыши приняли форму головы и уже нигде не жмут.

И в заключение: храни свой шлем бережно, это продлит срок его службы. Большинс­тво производителей предла­гает специальный мешочек в комплекте. Пользуйся им! Не стоит вешать шлем на руль и класть на бензобак. Обидно будет покупать новый из-за собственной небреж­ности, если он просто упал на асфальт с руля или седла. Большинство солидных фирм отказывают после таких паде­ний в обслуживании согласно гарантии безопасности. Даже если удар был не настолько сильный, чтобы повредить скорлупу, его может оказаться вполне достаточно для того, чтобы поцарапать краску или стекло. Только самые доро­гие модели шлемов имеют поверхность, стойкую к меха­ническим воздействиям. Даже пары бензина могут нарушить качество краски и начинки шлема, а значит, и сущест­венно снизить их защитные свойства.

Всегда надевай шлем, даже если выезжаешь только за ворота гаража! Очень часто аварии происходят именно в коротких поездках, когда их меньше всего ожидаешь. И помни: шлем действительно спасает жизнь!

Компании, производящие шлема

Лидеры индустрии про­изводства шлемов - AGV (Недавно объединился с Lazer и MDS), Arai, Shoei, Suomy, Schuberth, Shark.
Icon, HJC, IXS, Dainese, X-lite (призводство Nolan Group) - стараются во всем не отстать от лиде­ров, в том числе и в цене.
AFX, Airoh, Caberg, KBC. Marushin, MHR Helmets, Nolan, Uvex, NZI, OGK - шлемы качественные, бы­вают вполне недорогие.
ROOF, Momo и BMW Helmets - качественные и экстравагантные шлемы.




Как выбрать свой размер

В первую очередь надо узнать «объем» головы. Для этого измеряется максимальная горизонтальная окружность - примерно над бровями и ушами. По результатам измерений смотри размер шлема в таблице.

Окружность головы, см 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64
Соответствующий размер шлема XXXS XXS XS S ML L XL XXL


Данная таблица универсальна, а потому не идеальна. Свои нюансы в размерах есть у каждого производителя. хотя бы потому, что некоторые фирмы для всего диапазона размеров используют одну скорлупу, другие же - минимум три. Лучше всего руководствоваться фирменными таблицами изготовителя шлемов. Их можно найти на официальных сайтах компаний. Помни, что еще шлемы могут быть разной глубины и по-разному прикрывать подбородок. Так что без примерки все равно не обойтись.


Текст: Миха Dr.Puzzle Панфилов, Журнал Скутер.

Видео - бонус: мастера разрисовывают шлемы, получается симпотично!



 



Комментарии  

Денис
# Денис 20.10.2008 15:17
Хорошая статья ;-)
миша
# миша 05.11.2008 00:36
спасибо! просто спасибо
mega
# mega 01.04.2009 16:15
Спасибо за статью!

Буду благодарен если разъясните особенности формы скорлупы кроссового шлема. С козырьком все понятно, но почему вытянут подбородок? ...почему все-таки не используется визор, а очки?

Спасибо!

P.S.

У вас уважаемый сайт - пожалуйста не опускайтесь до анти-рекламы.... Не стоит "обс...рать" конкретные имена...
Joice
# Joice 03.04.2009 16:04
У кроссовых шлемов должны быть ребристые панели по бокам обзора, которые будут соприкасаться с ремешком кроссовых очков. Но бывают и кроссовые шлемы с визором. Форма такого шлема предусматривает наличие вентиляционных отверстий. Учитывая повышенные нагрузки мотоциклиста при езде на кроссовых мотоциклах, частое дыхание может стать проблемой при интегральном шлеме.
Поэтому, в подбородочной части есть своеобразный кардан для свободного вдыхания и выдыхания воздуха.
Игорь_Скутер
# Игорь_Скутер 21.08.2009 03:54
Статья перепечатана из журнала Скутер. Хотелось бы что б это тоже было указано. С Мото кафе это уже не первый раз случается.
slim
# slim 21.08.2009 04:05
Между прочим, уже очень давно не случалось ;)
Спасибо за наводку, источник указан
motocafe.ru
# motocafe.ru 21.08.2009 21:52
Здравствуйте, Игорь, это с вами ж мы вроде общались ранее по поводу одной из статей?
Как мы договаривались, ничего более из журнала скутер не перепечатывается.
Я с радостью поставлю ссылку на журнал Скутер, но найти официального сайта этого журнала нам не удалось. Прошу подсказать знающим.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мотокаталог

Комментарии

  • LF250ST-2

    Страна Зачётов Страна Зачётов 1 год назад
    Подскажите где и какие тормозные колодки купить? Да и вообще запчасти для данного квадрика. Купил БУ ...
     
  • Тест-драйв вариаторного мотоцикла CF-Moto V3/V5

    Михаил98 Михаил98 1 год назад
    А у вас есть это руководство по эксплуатации? Я не могу найти в интернете, можете скинуть мне на ...
     
  • CB400 SF Version R 1995

    Алексей Геннадьевич Алексей Геннадьевич 1 год назад
    Где купить обтекатель ветровик на версию р
     
  • Panda ATV 500 2010

    Нашел инструкцию? Нашел инструкцию? 1 год назад
    Нашел инструкцию?
     
  • Guowei GW150-5C

    Александр5 Александр5 1 год назад
    Мне обещают подогнать моцик по договору обмена Guowei GW150-5C, оцененный хозяином 75000 рублей причем ...
     
  • NA 850GT Mana 2009

    Дмитрий! Дмитрий! 2 лет назад
    А что у этого байка ремень разве? В описании привод ремённый. Не стал бы умничать, но просто интересно ...
     
  • Как правильно купить подержанный квадроцикл

    Чризм Чризм 2 лет назад
    Спасибо автору за полезную информацию :-)
     
  • Мотоциклы из Европы

    Дмитрий Дмитрий 4 лет назад
    Здравствуйте! Интересует мотоцикл Suzuki DR650SE
     
  • Новый питбайк PROGASI взорвет моторынок в уже в 2019 году!

    тот самый йцукенг тот самый йцукенг 4 лет назад
    все они собраны из одних и тех же железяк, какая разница как оно называется?
     
  • Atlantic 500 2002

    Валерий121 Валерий121 4 лет назад
    Народ, есть подозрение что шестерня маслонасоса в критическом состоянии. Есть ли способ проверить ...