Цепь, ремень или кардан?

Трансмиссия. Часть 3. Главная передача

Текст: Артем ‘S1LvER’ Терехов


Трансмиссия: Главная передача

В прошлых статьях мы разобрались с устройством коробки передач и сцепления. Однако есть еще один узел, без которого работа трансмиссии просто лишена смысла. В сегодняшней статье речь пойдет о главной передаче. Мы разберемся с устройством самого механизма, а также прикинем, когда лучше всего использовать тот или иной вариант конструкции.

 

 

 

Главная передача нужна для передачи мощности от ведомого вала коробки передач к заднему колесу. Это последнее звено в цепи передачи мощности от двигателя к колесу. Она также является последней в цепи понижения частоты вращения и усиления крутящего момента.
На мотоциклах главная передача представляет собой отдельный узел трансмиссии, на скутерах же главной передачи не существует. Там она обычно представляет собой пару шестерен, которые рассматриваются как продолжение коробки передач, а не как главная передача в ее традиционном понимании. Поэтому дальше по течению статьи мы будем говорить о мотоциклетных системах.
В современных мотоциклах используется три типа главной передачи: цепная, ременная и карданная. Наиболее распространенной является цепная передача, ее используют на машинах самого разного назначения, от малокубатурных байков вроде Yamaha YBR125 до высокопроизводительных спортбайков. Кардан устанавливают на байки, главные требования к которым – надежность и долговечность главной передачи, плюс большие сервисные интервалы. Относительно двух других типов главной передачи, ремень применяется меньше всего. Им оснащены все байки от Harley-Davidson и многие аппараты ныне покойной Buell, а также некоторые круизеры японских производителей. Теперь давайте поговорим о каждом виде подробнее.

 

Забавная, но от того не менее показательная моделька цепной главной передачи Moto Guzzi V8
Забавная, но от того не менее показательная моделька цепной главной передачи Moto Guzzi V8

 

Цепь


Цепной привод – наиболее удачная схема для применения на мотоцикле. Цепная передача компактна и легко располагается в большинстве современных конструкций. Хорошо отрегулированная и должным образом смазанная цепь – самый эффективный способ передачи энергии, потери при передаче мощности на колесо составляют около 5%. Она обладает низкой неподрессоренной массой (что это такое, мы поговорим в статье о подвесках байка) и достаточно дешева в производстве. Несомненный плюс – легкость изменения передаточного отношения главной передачи путем замены ведущей и ведомой звездочек.

Дополнительный элемент на мотоциклах с цепным приводом и длинноходной подвеской - успокоитель цепи, который препятствует соскакиванию цепи со здездочки (Kawasaki KLX250 2009)
Дополнительный элемент на мотоциклах с цепным приводом и длинноходной подвеской - успокоитель цепи, который препятствует соскакиванию цепи со здездочки (Kawasaki KLX250 2009)


Конечно, у цепи есть и недостатки. Цепь нужно часто обслуживать, а если этого не делать вовремя, эффективность ее работы заметно снизится. А когда байк эксплуатируется в непростых условиях вроде повышенной влажности или песчаной местности, интервалы обслуживания цепи резко сокращаются. Если совсем пренебрегать смазкой\чисткой\регулировкой цепи, она потрещит для предупреждения тысячу-другую километров, а потом феерично лопнет. Может, даже картер двигателя получит на память трещину или вмятину, а незадачливый хозяин навсегда запомнит, что за состоянием цепи нужно следить. Срок службы цепи можно продлить за счет установки закрытого кожуха или системы автоматической смазки. Однако эти меры не спасут цепь от растягивания и провисания. И чем мощнее двигатель, тем короче жизнь цепи.

Пожалуйста, не забывайте обслуживать цепь!


Развитие цепей с герметизированными шарнирами (O-ring, кольцевое уплотнение или X-ring, x-образное уплотнение) решило часть проблем, свойственных стандартным роликовым цепям, за счет предотвращения попадания грязи во вращающиеся втулки и удержания смазки внутри них.

 

Главная передача

Все цепи работают в паре со звездочками, стоимость которых невелика, но которые изнашиваются так же сильно, как и цепи. Постоянное воздействие вращающихся роликов цепи быстро «сжевывает» зубья звездочек, и, в конечном счете, требуется их замена в сборе с цепью. Ведущая звездочка закреплена на свободном конце вторичного (ведомого) вала коробки передач. Ведомая (задняя) звездочка обычно устанавливается на маятник, в котором закрепляется колесо, или непосредственно на ступицу (в случае с консольным маятником). Теперь подробнее о том, как устроена цепь.

 


•    Стандартная роликовая цепь состоит из внутренних и наружных звеньев. Внутреннее звено состоит из двух боковых пластин, двух полых втулок, запрессованных в отверстиях боковых пластин, и двух роликов, расположенных на втулках. Наружные звенья состоят из двух боковых пластин и двух пальцев, запрессованных в отверстия боковых пластин. Из отдельных звеньев цепь составляется путем введения пальцев втулочных звеньев в полые втулки резиновых звеньев. Ролики могут свободно вращаться на втулках, а втулки – на пальцах. Цепь стандартного роликового типа – наиболее дешевая, отлично подходит для установки на малокубатурные мотоциклы и недорогие среднекубатурники.

 

Устройство стандартной роликовой цепи
Устройство стандартной роликовой цепи
1 - роликовое звено, 2 – втулка, 3 – ролик, 4 – втулочное звено, 5 – палец, 6 – боковая пластина


•    Цепь типа O-ring. Конструкция в основном аналогична рассмотренной выше, за исключением наличия кольцевых уплотнений (те самые O-ring) между боковыми пластинами роликового и втулочного звеньев. Эти уплотнения служат для герметизации смазки, которой ролики и втулки смазываются при сборке, а также для предотвращения попадания грязи и влаги внутрь.


Kawasaki KLR650 2008, цепь типа O-ring

 


•    Цепь типа X-ring.  Работают аналогичным образом, что и O-ring, только кольцевое уплотнение в поперечном разрезе имеет X-образную форму. Это улучшает герметизацию и понижает потери при трении кольца о боковые пластинки.


Стоимость  (а также вес) цепей двух последних типов выше, что компенсируется увеличенным сроком службы. Однако в конечном итоге прочность цепи определяется материалом, из которого она изготовлена, а также тем, как пальцы закреплены в боковых пластинах. В гоночных байках срок службы – дело двадцатое, поэтому цепи для таких машин делают тонкими и легкими, часто используются прорези в боковых пластинах и полые пальцы. Ни о какой герметизации речи не идет, равно как и о долгой службе цепи. В общем, в борьбе с лишним весом все средства хороши.


Если решили заменить цепь, при покупке новой обязательно нужно учесть ее размерность. В его обозначении используется шифр из трех цифр, например, 525. Первая цифра обозначает шаг цепи (расстояние между центрами двух смежных пальцев), и выражена в восьмых долях дюйма. Две последующих цифры обозначают ширину вращающихся роликов, выраженную в восьмидесятых долях дюйма. То есть число 25 обозначает, что ширина равна 25/80 дюйма. Иногда производитель изменяет последнюю цифру для предоставления усиленной версии цепи, у которой шаг и ширина те же самые, но боковые пластины более толстые.

 

Ширина и шаг цепи
Ширина и шаг цепи

 

 

Ременная передача


Ремень применяли на самых первых мотоциклах, и он работал удовлетворительно, поскольку мощность движков того времени была невысокой. Чтобы вы немного представляли себе, о каких величинах мощности шла речь на заре мотостроения, то вот вам такой забавный факт: мощность первого мотоцикла, построенного в 1902 году Зигфридом Беттманом (Siegfried Bettman), основателем марки Triumph, составляла целых 1,75 лошадиных силы! Столько же, сколько теперь имеет стартер Triumph Rocket III…


Ах да, ременная передача. Первые ремни изготавливали из кожи, резины и ткани, они работали тихо и хорошо поглощали ударные нагрузки в передаче, однако проскальзывали при намокании или растяжении. По мере увеличения мощностей ременной привод уступил место цепному. Это происходило до тех пор, пока намного позже технология изготовления ремней не позволила создать ременной привод, способный выдерживать высокие нагрузки, характерные для современных мотоциклов.

 

 

Ременной привод BMW F800ST
Ременной привод BMW F800ST


Современный ремень состоит из внутреннего корда из искусственного волокна (чаще всего используется кевлар), залитого в резину. На внутренней поверхности ремня расположены зубья, которые работают по сопряженной поверхности зубчатых шкивов. Благодаря использованию зубьев исключается проскальзывание и обеспечивается та же эффективность, что и у цепной передачи. Шкивы должны быть больше, чем звездочки главной цепной передачи для снижения изгиба в процессе набегания и сбегания ремня; также это гарантирует, что передача распределяется по максимальному количеству зубьев, что уменьшит нагрузку на каждый из них.

 

Хорошо видно устройство ремня
Хорошо видно устройство ремня


Эффективность зубчатого ремня немного ниже, чем у чистой, новой цепи, но в процессе эксплуатации это различие приобретает обратный характер. Ременная система легче и тише цепи, не требует смазки и регулировки, работает дольше. Однако применение ремня по-прежнему ограничено мощностью мотора. С круизером ременная передача справится без проблем, однако стабильно высокую мощность спортбайковских моторов передать не сможет.
Так, с ремнями и цепями разобрались. Теперь давайте перейдем к наиболее тяжеловесному, но очень надежному механизму главной передачи – кардану.

 

 

Карданный вал


На мотоциклах привод карданным валом используется много лет, хотя с точки зрения предпочтительности он никогда не опережал цепной. Что лучше, цепь или кардан – предмет множества споров. В плюсы кардану можно записать жесткость, чистоту (благодаря закрытой конструкции) и неприхотливость в обслуживании. Фактически, вся работа владельца байка с карданом заключается в замене масла в картере конических шестерен (он же редуктор). При разговоре о минусах противники карданов на мотоциклах оживляются и вспоминают о дороговизне в производстве и большом весе (что приводит к повышению неподрессоренных масс). Главный «убийственный козырь» борцов с карданом – большие потери при передаче мощности на колесо.

 

Кардан и подвеска Tetralever, Kawasaki GTR1400 2008
Кардан и подвеска Tetralever, Kawasaki GTR1400 2008

 

Лучше всего применять кардан на двигателях, в которых коленвал расположен продольно линии мотоцикла – то есть когда ось вращения кардана и коленвала параллельна. Чтобы было понятней – любой оппозитный BMW, Honda Gold Wing, байки Moto Guzzi с поперечным расположением цилиндров.
Если же коленвал расположен в раме поперечно (например, рядные четверки), то присоединить вал к приводу можно, только изменив направление его вращения под прямым углом при помощи пары конических шестерен. Современные байки с карданным приводом и поперечным расположением коленвала доказывают, что это можно сделать технично и аккуратно (тот же BMW K1300R).
Необходимо также обеспечить ход задней подвески. Для этой цели на переднем конце вала используется карданный шарнир или шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Сам карданный вал вращается внутри рычага подвески, а картер главной передачи привинчивается к концу рычага.


Существует несколько побочных эффектов, связанных с использованием карданного вала. Сразу оговорюсь, что нижеперечисленные недостатки были более очевидны на ранних конструкциях, в современных системах эффект не так заметен. Первый – жесткость передачи, которой противостоит «эластичность» цепных передач (инженеры могут бороться с этим эффектом установкой демпфера в коробке передач). Второй – склонность некоторых машин, оснащенных карданным валом, «козлить» при ускорении. BMW справилась с этим эффектом, применив подвеску типа “Paralever” (об устройстве которой мы поговорим в статьях о подвеске и шасси).


Paralever и кардан на BMW R1200GS Adenture

Paralever и кардан на BMW R1200GS Adenture

Окончательное снижение частоты вращения и усиление крутящего момента происходят в картере главной передачи за счет использования малой ведущей шестерни и большого зубчатого колеса с внутренним зацеплением.

 

Карданный шарнир Yamaha FJR1300 2004
Карданный шарнир Yamaha FJR1300 2004


Малая шестерня и зубчатое колесо FJR1300
Малая шестерня и зубчатое колесо FJR1300

 

 

***************

 

Я надеюсь, что после прочтения статьи вы сможете осознанно судить о том, почему для того или иного мотоцикла выбирается та или другая схема главной передачи, а также оценивать будущие разработки в этой области. Теперь ваши познания включают в себя то, как работает двигатель, впускная и выпускная системы, а также трансмиссия (кто не читал – добро пожаловать в наш «железный цех»!). В ближайших планах – поведать вам все наиболее интересное о колесах, шинах и тормозных системах. И о том, почему рисунок протектора на колесах направлен в разную сторону, мы тоже обязательно поговорим. Так что оставайтесь с нами, и обязательно оставляйте комментарии о статье! Всего наилучшего!



Комментарии  

Zwimian
# Zwimian 29.12.2009 19:21
Сколько стоит самый дешевый мотоцикл с карданом?(кроме уралов)
Stein
# Stein 18.02.2014 03:30
если б.у. то Yamaha Virago 400/535. В среднем 3000 уе
Green_Dill
# Green_Dill 06.06.2015 13:15
У нас Virago 1991 года стоит 2700
S1LvER
# S1LvER 29.12.2009 19:41
Из моделей 2010 года это, скорее всего, Honda NT700V Deauville. Цена в США - $9,999. Может быть, есть еще дешевле - это первое, что пришло в голову. А как тебе статья?
Fumi46
# Fumi46 17.08.2010 20:35
Я усвоил как измерить шаг цепи - нужная информация.
Подскажите, пожалуйста, как измерить шаг звезды.

Спасибо
Владимир 1951
# Владимир 1951 06.03.2013 06:10
Спасибо! Статья очень полезная, квалифицированная и все понятно! Вопрос: есть ли на ременной передаче натяжитель или успокоитель ремня, который компенсирует провисание во время работы подвески?
Zwimian
# Zwimian 29.12.2009 19:53
Статья хороша
Про кардан для меня вообще открытие считай
Раньше даж не представлял как оно выглядит
Ну спорты с цепями.Ну круизеры с ремнями.Ну уралы с карданами.
Про них я знал только то что они необслуживаемые и се
Wahoo
# Wahoo 29.12.2009 22:34
Спасибо!
S1LvER
# S1LvER 30.12.2009 08:42
Пожалуйста, читайте на здоровье!
Продолжение цикла уже после Нового года, а пока - поздравляю всех! Удачных праздников и берегите себя!
Zwimian
# Zwimian 30.12.2009 09:37
Тебе того же, брат ;-)
0-ring вроде как съедает часть мощности?
S1LvER
# S1LvER 30.12.2009 14:34
Не думаю. Если и есть такой эффект, то он крайне незначителен. А для гонок используют цепи без герметизации просто потому, что они меньше весят.
Zwimian
# Zwimian 30.12.2009 15:09
Я просто слышал что нельзя на ybr125ставить 0-ring так как динамика сразу сдувается
S1LvER
# S1LvER 30.12.2009 16:27
Честно говоря, я не понимаю, как это связано )) Подумай сам - как к динамике может относится наличие или отсутствие резиновых уплотнений? Думаю, тут скорее другой вариант - человек при замене обычной цепи на o-ring неправильно поставил новую цепь, или размер не тот втиснул на звездочку. Вот и думает теперь, что во всем злобные прокладки виноваты :lol:
Денис
# Денис 30.12.2009 23:41
Статья хорошая, но есть немного "воды"
Chester
# Chester 17.08.2011 07:54
Спасибо, познавательная статья. Знаю что кардан меняют на цепь (V-max допустим), а вот цепь на ремень меняют?
Samano
# Samano 23.08.2011 07:19
Вообще меняют - огромное количество не таких уж хайперфомансных харли с цепями "символизируют".
Юрик
# Юрик 25.08.2011 09:30
Спасибо за статью. Долго ломал голову, какой круизер взять, с карданом или с цепью. Почитал и понял, что мне, как человеку немного ленивому, обслуживать цепь будет в лом. Значит кардан, однозначно.
S1LvER
# S1LvER 25.08.2011 13:18
Рад, что статья пригодилась :-)
Действительно, если имеется доля лени, или же планируются длительные поездки, кардан бесспорно рулит))
DFE
# DFE 07.01.2012 21:39
"Главный «убийственный козырь» борцов с карданом – большие потери при передаче мощности на колесо."

Большие это какие? Про цепь сказано что потеря мощности при передаче энергии 5%! Сколько же процентов у кардана? Хотелось бы немного конкретики.
Pit Stop
# Pit Stop 07.07.2012 17:12
Я, например читал что кардан забирает примерно 15% мощности байка! Но я думаю что при его долговечности и неприхотливости это не так страшно! А цепь нужно смазывать раз 500км и после попадания влаги(дождь, например)!
Ярослав
# Ярослав 11.07.2012 10:06
Кардан ест не 15, а все 25%! Цепь ест от 10 до 12%. Ремень не знаю, не буду сочинять.
бабай
# бабай 09.10.2015 19:42
Цитирую Ярослав:
Кардан ест не 15, а все 25%!
Сам-то, подумал, что сказал ?
Если у Урала от 28 л.с. пустить 25% (7 л.с.!) на потери, то не только масло закипит, но и корпус расплавится.
КПД конической передачи с круговым зубом находится в пределах 0,97... 0,98, а одного шруса 0,985—0,99.
Так что и 5% не наберётся.
А если цепь заржавела или грязь попала ...
Pit Stop
# Pit Stop 07.07.2012 17:30
Пардон, кардан забирает примерно ДО 15% мощности...я думаю зависит от кардана и мощи "железного коня"! Короче...я голосую - за кардан!
Pit Stop
# Pit Stop 07.07.2012 17:30
Спасибо за статью!
Black Angel
# Black Angel 13.08.2012 07:08
Нет никакой воды!!!
Статья гениальная.. Я вот, например, абсолютный лох в этом и мне ВСЕ понятно, единственное - сложно понять устройство кардана, НО это со временем разберусь.. А вот для таких как я, да людей начинающих только разбираться - очень хорошо! Прям спасибо за статью - я теперь с этого сайта не уйду пока весь его не перечитаю))) так что пошла региться)))
Дмитрий11
# Дмитрий11 19.01.2013 21:31
я думаю что как навелике два киллограмма в пакость а 5 за милую душу
Владимир 1951
# Владимир 1951 06.03.2013 06:27
Купил год назад Хорс Лэнд Круизер-250. На спидометре до красной зоны 120км.час. Полагал что 120 он пойдет,но при разгоне пятую включаю уже на скорости 55, а далее обороты все выше до неприятного и при 85 уже вибрация,после 90 вибрация уже не ощущается, но такое ощущение что сейчас что то сломается... А по трассе ехать меньше 90 как то не прилично. Хочу поменять звезду заднюю 33 зуба на меньшую, переднюю нет возможности увеличить, т.к. нет места. Могу ли я где купить такую звезду и на сколько зубов искать?
Muder
# Muder 27.07.2013 21:46
Кто подскажет про "прочность" ремня?
Например 525 цепь выдаёт 4 тонны на разрыв, справится ли с такими нагрузками ремень?
эндрю
# эндрю 27.09.2013 22:27
я думал что только у днепра кардан оказывается и ещё такие есть буржуи-а у ducati или moto guzzi есть?
stan
# stan 28.02.2014 12:40
практически у всех мотопроизводителей есть байки с карданом.
ПО крайней мере, у "Большой четверки" Kawasaki, Yamaha, Honda, Suzuki
kaltira
# kaltira 25.12.2013 07:58
Отличная статья, легко читать, интересно да и по делу все. Сразу видно писал мужик о том что любит!
Type-r
# Type-r 11.02.2014 12:43
С точки зрения тех особенностей статья полезная, а как насчет надежности, как технарь понимаю, что кардан надежнее априори, но насколько? Как часто возникают проблемы на мотоциклах с карданными передачами и их крестовинами, на сколько надежны редуктора и как дорого все это чинить? Возможно ответы на данные вопросы помогут мне определиться с выбором, что же лучше 5-10 раз за сезон цепь смазать/поменять или же 1 раз в 5 лет редуктор с карданом чинить?
stan
# stan 28.02.2014 12:42
при обычной эксплуатации (без гонок, со своевременной заменой масла, без "козления") кардан практически вечен. Ну, по крайней мере, я видел байки с пробегом в 160-170 тыс км, без какого-либо ремонта кардана.

А цепь мыть и мазать придется не 5 раз в сезон. А каждые 500-700 км или после каждого дождя.
МотоКот
# МотоКот 05.08.2014 22:51
спасибо за статью, честно говоря мало знаю о байках! статья поучительна!

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мотокаталог

Комментарии

  • LF250ST-2

    Страна Зачётов Страна Зачётов 1 год назад
    Подскажите где и какие тормозные колодки купить? Да и вообще запчасти для данного квадрика. Купил БУ ...
     
  • Тест-драйв вариаторного мотоцикла CF-Moto V3/V5

    Михаил98 Михаил98 1 год назад
    А у вас есть это руководство по эксплуатации? Я не могу найти в интернете, можете скинуть мне на ...
     
  • CB400 SF Version R 1995

    Алексей Геннадьевич Алексей Геннадьевич 1 год назад
    Где купить обтекатель ветровик на версию р
     
  • Panda ATV 500 2010

    Нашел инструкцию? Нашел инструкцию? 1 год назад
    Нашел инструкцию?
     
  • Guowei GW150-5C

    Александр5 Александр5 1 год назад
    Мне обещают подогнать моцик по договору обмена Guowei GW150-5C, оцененный хозяином 75000 рублей причем ...
     
  • NA 850GT Mana 2009

    Дмитрий! Дмитрий! 2 лет назад
    А что у этого байка ремень разве? В описании привод ремённый. Не стал бы умничать, но просто интересно ...
     
  • Как правильно купить подержанный квадроцикл

    Чризм Чризм 2 лет назад
    Спасибо автору за полезную информацию :-)
     
  • Мотоциклы из Европы

    Дмитрий Дмитрий 4 лет назад
    Здравствуйте! Интересует мотоцикл Suzuki DR650SE
     
  • Новый питбайк PROGASI взорвет моторынок в уже в 2019 году!

    тот самый йцукенг тот самый йцукенг 4 лет назад
    все они собраны из одних и тех же железяк, какая разница как оно называется?
     
  • Atlantic 500 2002

    Валерий121 Валерий121 4 лет назад
    Народ, есть подозрение что шестерня маслонасоса в критическом состоянии. Есть ли способ проверить ...